Этнографиею называли замечания или описания, касавшиеся того, какие обычаи господствуют в том или другом месте, какие формы домашнего быта сохраняются здесь и там, какие игры и забавы в употреблении у народа. Но забывалось, что главный предмет этнографии, или науки о народе, не вещи народные, а сам народ, не внешние явления его жизни, а самая жизнь.
В круг этой науки вводилось только то, что составляет особенности быта простонародья; все, что принадлежало другим классам народа, считалось не входящим в эту науку. Пляска сельских девушек была предметом этнографии, но никто не осмелился бы внести в этнографию описание бала или маскарада. По нашему мнению, если этнография есть наука о народе, то круг ее следует распространить на целый народ, и, таким образом, предметом этнографии должна быть жизнь всех классов народа - и высших и низших.
Этнограф должен быть современным историком, как историк своим трудом излагает старую этнографию. Обе науки должны быть изучаемы вместе и развиваться нераздельно одна от другой. Историк должен быть этнографом уже потому, что он историк, и наоборот - этнограф делается в некотором смысле историком, насколько он этнограф.