ЭтноМедиатека: учёные и исследователи

Николай Иванович
Костомаров
1817 - 1885
Русский историк, этнограф, писатель, педагог и общественный деятель, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России
Научное наследие
Роль Н.И. Костомарова в развитии русской и украинской историографии огромна. Он был первым ученым Восточной Европы, радикально изменившим подход к работе историка, поставив во главу угла не описание событий и личностей, а историю народа в его социокультурной целостности и единстве разнообразнейших сфер жизни. Костомаров - первый историк в России, понимающий историю как народную психологию.

Заслуги Н.И. Костомарова для становления отечественной исторической науки невозможно переоценить. Николай Иванович - автор более 160 исторических сочинений, ученый со своим видением русского исторического процесса. Основной интерес Костомарова связан с изучением истории русского народа в единстве с другими народностями, прежде всего - великорусского и малорусского. Сам историк не дробил русский народ на две части, украинцев он называл малорусской ветвью. Для Николая Ивановича историческим идеалом была Россия «как центр славянской взаимности».

Костомаров участвовал в работе Археографической комиссии. Под его редакцией в 1861–1884 годах вышло двенадцать томов «Актов» по истории Украины и Беларуси. Самой известной работой Костомарова является труд «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», он так правдоподобно рисовал портреты деятелей, что читатели, как отметил коллега Костомарова Василий Ключевский, стали говорить это «костомаровский Иван Грозный, костомаровский Богдан Хмельницкий, костомаровский Стенька Разин».

Саратовские страницы биографии
Во время работы в Киевском университете у молодого Николая Ивановича зрели идеи общеславянского единства, которые разделяли его единомышленники: поэт Тарас Шевченко, писатель и этнограф Пантелеймон Кулиш, журналист Василий Белозерский, педагог и публицист Николай Гулак и другие. Молодые люди мечтали о создании славянской федерации, объединяющей братские народы на основе демократических прав и свобод, однако со своей внутренней автономией. Эти идеи привели друзей к созданию Кирилло-Мефодиевского общества, которое должно было помогать воплощению их в жизнь. Однако в 1847 году один из членов общества донёс в полицию. Тотчас же последовали аресты и обвинения.

Костомаров, просидев год в Петропавловской крепости, был «переведён на службу» в Саратов и отдан под надзор местной полиции, причём ему на будущее время воспрещалось как преподавание, так и печатание его произведений. Ссылка указала Костомарову настоящие размеры пропасти, лежавшей между его идеалами и действительностью, но она не убила в нём ни идеализма, ни энергии и способности к работе.

В Саратове он продолжал писать своего «Богдана Хмельницкого», начал новую работу о внутреннем быте Русского государства XVI—XVII веков, совершал этнографические экскурсии, собирая народные песни и предания, как прежде в Малороссии, знакомился с раскольниками и сектантами. В 1855 году ему дозволен был отпуск в Петербург, которым он воспользовался для окончания своего труда о Хмельницком; в 1856 году отменено было запрещение печатать его сочинения и затем снят с него надзор.

Совершив поездку за границу, Костомаров опять поселился в Саратове, где написал «Бунт Стеньки Разина» и принимал участие, в качестве делопроизводителя губернского комитета по улучшению быта крестьян, в подготовке крестьянской реформы. Весной 1859 года он был приглашён петербургским университетом занять кафедру русской истории, освободившуюся с выходом в отставку Устрялова.

В конце 1858 года была напечатана монография Н.И.Костомарова «Бунт Стеньки Разина», окончательно сделавшая его имя знаменитым. Произведения Костомарова имели в некотором смысле, то же значение, как, например, «Губернские очерки» Щедрина. Они были первыми по времени научными трудами по русской истории, в которых многие вопросы рассматривались не по обязательному до тех пор шаблону официального научного направления; вместе с тем они были написаны и изложены замечательно художественно. Весной 1859 года Петербургский университет избрал Костомарова в экстраординарные профессора по русской истории. Дождавшись закрытия Комитета по крестьянским делам, Костомаров после очень сердечных проводов в Саратове явился в Петербург. Но тут оказалось, что дело о его профессуре не устроилось, он не был утвержден, ибо Государю сообщили, что Костомаров написал неблагонадежное сочинение о Стеньке Разине. Однако Император сам прочел эту монографию и отозвался о ней очень одобрительно. По ходатайству братьев Д. А. и Н. А. Милютиных Александр II разрешил утвердить Н.И. Костомарова профессором, только не в Киевском университете, как планировалось раньше, а в Петербургском.
Лучшие цитаты
Этнографиею называли замечания или описания, касавшиеся того, какие обычаи господствуют в том или другом месте, какие формы домашнего быта сохраняются здесь и там, какие игры и забавы в употреблении у народа. Но забывалось, что главный предмет этнографии, или науки о народе, не вещи народные, а сам народ, не внешние явления его жизни, а самая жизнь.

В круг этой науки вводилось только то, что составляет особенности быта простонародья; все, что принадлежало другим классам народа, считалось не входящим в эту науку. Пляска сельских девушек была предметом этнографии, но никто не осмелился бы внести в этнографию описание бала или маскарада. По нашему мнению, если этнография есть наука о народе, то круг ее следует распространить на целый народ, и, таким образом, предметом этнографии должна быть жизнь всех классов народа - и высших и низших.

Этнограф должен быть современным историком, как историк своим трудом излагает старую этнографию. Обе науки должны быть изучаемы вместе и развиваться нераздельно одна от другой. Историк должен быть этнографом уже потому, что он историк, и наоборот - этнограф делается в некотором смысле историком, насколько он этнограф.
Об отношении русской истории к географии и этнографии (лекция, читанная в Географическом обществе 10 марта 1863 г.)

Ключевые работы
  • Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — М. : Эксмо, 2011. — 1024 с.
  • Костомаров Н. И. Собрание сочинений. Кн. 1—8. — СПб., 1903—1906.
  • Костомаровъ Н. Историческія монографіи и изслѣдованія. — СПб.: Изданіе Д. Е. Кожанчикова, типографія Императорской Академіи Наукъ, 1863–1872. — Т. I—XII.
  • Костомаров Н. И. Холоп (1878). Архивная копия от 20 апреля 2017 на Wayback Machine
  • Костомаров Н. И. Кудеяр. — СПб., изд. Суворина, 1882.
  • Костомаров Н. И. Бунт Стеньки Разина.
  • Костомаров Н. И. Павел Полуботок.
  • Костомаров Н. И. Гетманство Выговского.
  • Костомаров Н. И. Гетманство Юрия Хмельницкого.
  • Костомаров Н. И. Самодержавный отрок.
  • Костомаров Н. И. О значении Великого Новгорода в русской истории.
  • Костомаров Н. И. Мысли о федеративном начале в Древней Руси.
  • Костомаров Н. И. Герои Смутного времени. — Берлин, 1922. — 152 с.
  • Костомаров Н. И. Деятели русской церкви в старину. — Мюнхен, 1922.
Made on
Tilda