ЭтноАтлас Саратовской области

Русские
Составляют 85,30 % населения Саратовской области.

В XIX веке под давлением этнонимом русские, обозначали все три ветви восточных славян, и лишь после 1917 года — только великорусов (великороссов).

История этноса в Саратовской области
Саратовское Поволжье вошло в состав Российского государства в конце XVI века. С основанием Саратова в 1590 году здесь появляется постоянное местное русское население. До этого территория Саратовского Поволжья была зоной расселения ногайцев, кочевого народа, сформированного на осколках Золотой Орды. Тем менее обширное заселения края русским населением, а также украинцами, мордвой, чувашами и другими началось только в XVIII веке.

К середине ХVIII века Саратовское Поволжье, со своей столицей Саратовом, представляло собой пустынные, почти не заселенные земли, бывшие местом разгула «воровских людей», то есть разбойников, грабивших проходившие по Волге купеческие суда. Так, здесь появлялись беглые люди с центральных земель Московского царства, которые спасались от крепостной зависимости и налогового бремени. Следствием этого стало формирование волжского и донского казачества. Самым ярким событием в жизни «воровского люда» стало восстание Степана Разина 1670-1671 годов.

В то время как по правую сторону Волги бродили разбойники, на луговой стороне, в столь же диких степях обитали кочующие киргиз-кайсаки и калмыки, которые хотя и числились русскими подданными, но также беспрепятственно, из-за нехватки сил у государства, разоряли и грабили все, что попадало под руку.

Обширная колонизация Саратовского края в ХVIII-XIX веках русским народом проходила благодаря вольным крестьянским переселенцам, спасавшихся от перенаселения в своих общинах, и правительству, раздававшим здесь земли дворянам, которые в свою очередь переселяли сюда своих крестьян из других владений. Таким образом, в созданной в этот период Саратовской губернии сформировалась тенденция: в Правобережье русские крестьяне были преимущественно крепостными, а в степном Заволжье - государственными.
География расселения
Карта Саратовской губернии,
1843 г.

Русский народ является самым многочисленным в Саратовской области, поэтому доля русских везде очень велика, но выше всего она в городах Правобережья: от 97,1% в Ртищеве до 89,7% в Хвалынске по данным 2010 года.

В областном центре русские составляют 91,6% населения, 34,6% (38% в 2002 г.) всех русских, проживающих в области, сконцентрированы в Саратове. В Левобережье доля русских в городах ниже – максимальна она в Балаково (93,0%), минимальна в Новоузенске (80,6%). Во всех городах области доля русских по последним переписям только растет. Это связано как с миграцией, так и ассимиляцией, которые в городах проходят более интенсивно. Русских можно назвать городскими жителями: 77,2% русских – это горожане.

Народные традиции и обычаи
Народные традиции и обычаи русского народа своими корнями в эпоху Древнерусского государства, когда, несмотря на принятие христианства, многие языческие обряды и приметы органичным образом вливались в новую культуру. Большое количество обрядов и традиций русских связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.
Народная музыка
Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие мотивы. Многие виды дошедших до нашего времени песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности.

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме). Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны.

В эпоху Средневековья скоморохи – исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь), являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX-XX века).

Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.

Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из поколения в поколение без значительных изменений, они на протяжении многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства.

Тематика исторических песен разнообразна и многогранна: войны, походы, народные восстания, случаи из жизни царей, государственных деятелей, предводителей бунтов. По ним можно судить об отношении народа к происходящему, о его приоритетах и моральных ценностях.

В старинных исторических песнях рассказывается о героической борьбе народа с иноземными завоевателями и поработителями. Они отличаются высоким духом патриотизма. В них поется о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы. В них также проявлялись людские мечты и надежды, в них же нашли свое отражение характер русского народа» его доброта, щедрость, душевность.

Уважение и восхищение, искреннюю любовь народа можно почувствовать в строках, посвященных казакам, – «людям вольным», которых не может устрашить ни «грозен царь Иван сын Васильевич», ни «рать великая – в сорок тысячей». Основная идея таких песен – выражение стремление к свободе. Они отражают самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства начиная с XVII века и до реформы 1861 года.
Народный костюм
Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды, накидной и распашной. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие, длина рукава зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырёхугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка. В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней.

Сорочки заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы. Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома они надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
Национальная кухня
Природные особенности мест проживания — обширные леса и долгие зимы — обусловили многие характерные особенности традиционной русской кухни: разнообразие горячих супов и каш, квашений, мочений и солений, грибных блюд и дичи на русском столе. Центральная роль печи в русской избе предопределила важную роль для домашнего хлеба (кислого ржаного), пирогов и пирожков, томлёных, тушёных, варёных и печёных блюд; в традиционной кухне, в отличие от современной, практически не встречался такой приём как жарка.

Основу питания большинства населения (крестьян) составляли зерновые и овощи, из которых готовились соленья, супы, каши и хлебобулочные изделия. Из ржаной, гороховой, и овсяной муки готовили кисели, причём сладкие (современные) кисели появились лишь позднее с приходом в русскую кухню картофельного крахмала.

Традиционным являлось разнообразие супов, среди которых наиболее известными являются щи, борщ, рассольник, солянка, калья, уха, ботвинья и окрошка.

Традиционной русской приправой и молочным продуктом является сметана, которой заправляют супы и салаты. Другим русским молочным продуктом является творог, из которого готовятся сырники.

Большое влияние на кухню оказала религия, так как более половины дней в году были постными, когда определённые категории продуктов были запрещены. Именно поэтому в русской национальной кухне преобладают грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, овощей, лесных ягод и трав. Овощи едят не только в сыром виде, но и варёными, пареными, печёными, квашеными, солёными, мочёными и маринованными.

Разнообразные виды каши базировалось на многообразии зерновых культур, растущих в России. Причём из каждого вида зерна делалось несколько сортов круп — от целых до дроблёных различными способами.

Рыбу готовили на пару, варили, жарили, тушили, запекали, фаршировали её различными начинками (например, из каши или грибов). Делали из неё тельное и заливное, ели её солёной, вяленой, сушёной, квашеной. Подавалась рыба и в первых блюдах: рассольниках, ухе, солянках, (селянках). Рыбу ели печёную. Икра всегда считалась особым лакомством, особенно свежая зернистая из осетра и белорыбицы. Икру употребляли не только просоленную, но и варенную в уксусе и маковом (миндальном) молоке.

Разрешенное к употреблению мясо делилось на дичину (добытое на охоте) и убоину (мясо домашнего скота и птицы). Мясо на Руси ели варёным или печёным. Варёное мясо подавалось в первых блюдах: щах, в ухе, рассолах или под взварами (соусами), запекали в печи. Принято было употреблять свинину, баранину, говядину и птицу (кур, уток, гусей). В русской кухне используются различные виды мяса домашних животных таких как свинина, говядина, баранина, домашняя птица, а также дичь (кабанина, лосятина, дикая утка, заяц). Широко распространены в русской кухне как блюда из измельченного мяса и мясных субпродуктов — различные разновидности котлет, биточков, колбас (например: пожарские котлеты, говядина по-строгановски, говяжьи рубцы, жареная печень), так и мясные блюда приготовленные из целого животного или его части (например: буженина, гусь фаршированный, бараний бок с кашей).

Из десертов известны сладкие мучные изделия: калачи, пряники, также варенья и мёд. Традиционным десертом русской кухни являются печёные яблоки и другие печёные фрукты и ягоды.

Историческими национальными напитками можно назвать сбитень, квасы (к XV веку на Руси существовало более 500 сортов кваса), меда, морсы.
Что еще почитать
  1. Булычев М.В. Крестьянская колонизация Саратовского края XVIII-первой половины XIX века и ее последствия. Саратов, 2004.
  2. Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.
  3. Шмелёва М.Н. Русские // Народы России: Энциклопедия. М., 1994.
  4. Соловьёв В.М. Русская культура с древнейших времён до наших дней. М., 2004.
  5. Стахорский С.В. Русская культура: попул. ил. энциклопедия. М., 2006.

Made on
Tilda